Главный редактор журнала «Южная Звезда»,
член Союза писателей России
Виктор Кустов

Геометрия гармонии

Классическое геометрическое изображение человеческого сообщества - это пирамида или треугольник. На основе треугольника я и рассматривал структуру общества потребления в эссе «Игра». Предложенное в ней разделение общества на слои упрощенно может выглядеть следующим образом.

Каким же должно быть соотношение этих двух векторно не совпадающих, но взаимодополняющих, как элементы исполнения закона единства и борьбы противоположностей энергетических массивов, чтобы общество было гармоничным?

В свое время Платон предположил, что изначальной моделью гармонии космического, а значит, и земного бытия (общества) является равнобедренный треугольник. То есть треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1,618. Такой треугольник получил название «золотой треугольник», став эталоном гармонии.

Рассматривая общество как некую сумму энергии, равную площади такого треугольника, попробуем разобраться, что происходит при изменении величины основания и сторон.

Для наглядности решим конкретный пример.

Определим длину основания подобного «золотого треугольника», равную 10 (Исходя из десятичной системы).

Длина стороны будет равна

Площадь треугольника определяется по формуле:

Определяем высоту по теореме Пифагора:

В нашем примере

Таким образом, площадь «золотого треугольника» в примере

Площадь «золотого треугольника», соответствующая состоянию гармонии, является постоянной только в одной точке или в одно мгновение, ибо энергия творцов и энергия потребителей - величины переменные, но общество стремится именно к этому состоянию.

Линия разделения между двумя векторно противоположными энергиями, подчиняясь закону пропорции, должна находиться в точке золотого сечения высоты и от вершины отделена на величину с коэффициентом 0,382, а от основания с коэффициентом 0,618.

Тогда в нашем примере большой отрезок составляет

меньший соответственно

Линия, делящая искомый «золотой треугольник» в точке золотого сечения его высоты, является границей между двумя энергиями и одновременно шкалой ценностей, признаваемой в гармоничном обществе представителями обеих энергий. Это те вечные ценности, на которых, собственно, и базируется существование человека и общества, и которые сформулированы в религиях. И хотя некое размывание границ как творцами, так и потребителями происходит в любом реальном обществе, ее положение, как идеал, при любой конфигурации суммарной энергии остается константой.

Таким образом, площадь верхнего треугольника - это энергия творцов, все остальное - энергия потребителей.

В нашем примере энергия творцов исходя из соотношения

энергия потребителей

Исходя из того, что общая площадь (энергия), как математическое выражение суммарной энергии общества, при изменении конфигурации в краткий период остается постоянной, шкала ценностей гармоничного общества лежит, соответственно, на золотом сечении высоты «золотого треугольника». Постоянность местонахождения шкалы ценностей именно в этой точке - это главное условие существования цивилизации.

Рассмотрим два варианта изменений.

Первый, когда имея ту же площадь «золотого треугольника», основание треугольника уменьшается.

Гармония очевидно нарушена, и в подобном треугольнике она будет стремиться вернуться к состоянию «золотого треугольника», тем самым направляя усилия общества на увеличение энергии потребления.

Рассмотрим вариант, когда основание треугольника увеличивается.

Графически это выглядит так:

Очевиден недостаток энергии творцов.

Таким образом, в первом случае творческая энергия превысила необходимую для гармонии, во втором - уменьшилась по сравнению с эталонным «золотым треугольником», тем самым в обоих случаях нарушилась гармония. Причем если в первом случае, когда преобладает энергия творцов, разрыв незначителен и воспринимается обществом довольно мягко, то во втором, когда преобладает энергия потребителей, разница велика и общество переживает это болезненно.

Естественно, и в том, и в другом варианте общество стремится вернуться к гармоническому сочетанию, в первом случае перенаправляя интересы на более низкие запросы (материального), во втором - устремляя к творческому началу. Но находиться в состоянии гармонии длительное время общество не может, исходя из постоянного изменения суммарной энергии и составляющих ее энергии творцов и потребителей, ощутимое и осознаваемое обществом пребывание в пропорциональном равновесии бывает довольно кратким и осмысливается, как правило, после по запечатлевшим эту гармонию искусству и общественному процветанию (ренессансу) в духовном и материальном плане.

Понятия взлета или упадка (как духовного, так и материального) отражают положение общества относительно состояния гармонии, которое благодаря внутреннему интуитивному пониманию каждым отдельным человеком, что «хорошо», а что «плохо», априори очевидно.

При высоком уровне творческой энергии общество утрачивает понимание реальных процессов, решать насущные задачи творцам неинтересно, это сказывается на отношении к проблемам экономики и неизбежно ведет к их игнорированию, а затем и утрате воздействия на материальную сторону жизни. В среде потребителей, не увлеченных творчеством, в этом случае растет напряжение. Духовные запросы, присущие носителям творческого потенциала, начинают раздражать остальное общество (отсюда снисходительное и даже презрительное отношение к «высоколобым», «очкарикам», «мягкотелым интеллигентам», «белой косточке»). Рано или поздно наступает точка возврата, когда перегруженное творческим потенциалом общество не способно и не желает этот потенциал осваивать.

Излишнее количество творцов, устремленных в будущее и плохо решающих насущные проблемы, стимулирует выброс противоположной по вектору энергии, выражающейся в революционных переменах и, как следствие, в стремительном «стекании» общественной энергии, видоизменению ее в потребительскую, так как значительная часть тех, кто приблизился в свое время к творцам (околотворческая среда), но по сути творческой энергии не производил, лишь трансформировал, спускал ниже, легко усваивает новые устремления. Следует накопление потребительской энергии, опять же до точки, когда она начинает стимулировать деградацию, ведущую к падению материального уровня, что в свою очередь возводит в ранг дефицита истинных творцов (прежние достижения исчерпаны, заимствования со стороны использованы и отработаны, новых идей потребители рожать не могут). Реальная экономика теряет управление и стагнирует. Избыток нетворческой энергии в первую очередь ощущается как раз теми, кто в свое время был близок к носителям творческой энергии (самим творцам социальные катаклизмы не кажутся важными, они одержимы решением своих задач и реализацией своего предназначения), и вновь возникает революционная ситуация. (Проводником перемен в девяностые годы прошлого века была интеллигенция. В XXI веке следует ждать её от «белых воротничков».)

Все это соответствует циклическому принципу существования всего сущего в этом мире.

И в первом, и во втором состоянии общества наиболее влиятельная (доминирующая) его часть (власти предержащие), которую подобное состояние устраивает, прилагает усилия чтобы добиться стабильности прежде всего, через изменение шкалы духовно-нравственных критериев, либо завышая требования к ним, либо занижая. В первом случае идеалом становится аскеза, во втором - вседозволенность.

Интуитивно любое замкнутое общество так или иначе рано или поздно выходит на понимание того, что именно необходимо исправить, чтобы вновь вернуться к движению по направлению к гармоничному обществу. И чем оно малочисленнее, чем закрытее от внешнего влияния, тем быстрее это происходит. Но выявление из своей среды людей, способных выйти из революционных волнений с малыми потерями и в короткое время, является процессом весьма сложным. Тем более в большом глобальном обществе, пронизанном взаимосвязями, которые несут в себе гигантский тормозящий заряд. Глобализация как раз и является процессом, замедляющим назревшие перемены. С другой стороны, в данной ситуации найденное решение будет способствовать стремительному изменению положения именно в глобальном масштабе.

Апрель-май, 2013 год

© Виктор Кустов
г. Ставрополь, ул. Спартака, 8, e-mail: vkustov@yandex.ru